Sennheiser

Евровидение

За кулисами «Евровидения-2009»: микрофоны Sennheiser

Конкурс песни «Евровидение-2009» стал самым ярким музыкальным событи­ем этого года. Масштабность мероприя­тия, впервые проведенного в Москве, поразила миллионы зрителей во всем мире. И сейчас, когда отгремели по­следние аккорды, стал известен побе­дитель, настало время отдать должное тем, кто своим мастерством и профес­сионализмом обеспечил успех этого не­забываемого праздника музыки.
 
Четверть века с «Евровидением»
 
Так уж сложилось, что продукция и деятельность немецкой компании Sennheiser в России больше известна любителям музыки в основном с одной стороны: тысячи меломанов в нашей стране и за ее пределами пользуются высококачественными наушниками этой фирмы. Между тем в кругу про­фессионалов музыки бренд Sennheiser пользуется непререкаемым авторите­том благодаря выпускаемому компа­нией оборудованию для записи, транс­ляции и воспроизведения звука. Что же касается конкурса «Евровидение», то фирма уже в 24-й раз обеспечива­ет его акустическую составляющую, являясь официальным поставщиком беспроводных микрофонов и систем персонального мониторинга. Высоко­технологичное беспроводное обору­дование Sennheiser работало в залах Киева и Афин, Хельсинки и Белграда, а после долгожданной прошлогодней победы Димы Билана – в московском комплексе «Олимпийский».
 
Мы хотим познакомить вас с тем, как это делалось. Как готовили артистов к выходу на сцену, как с помощью фан­тастически чувствительной аппаратуры устранялись малейшие помехи звуку, идущему от уст певца к микрофону, а от него по невидимым радиоканалам, через сотни килограммов электрон­ного оборудования и спутниковые трансляторы – к динамикам миллионов телевизоров и радиоприемников. Об­щепризнанный успех московского «Ев­ровидения-2009» в значительной сте­пени обусловлен напряженной работой международной команды Sennheiser. По словам Натальи Березовской, Гене­рального директора компании «Сенн­хайзер Аудио» (Россия), успешное осуществление данного масштабного проекта стало возможным благодаря большой международной командной работе, продемонстрированной специ­алистами компании Sennheiser из Рос­сии, Германии и других стран.
 
Конкурс стал первым серьезным ис­пытанием для молодой российской команды Sennheiser Audio, которое она с честью выдержала. С ответственной задачей справились не только восемь человек, находившихся непосред­ственно в «Олимпийском», но и служ­бы логистики, поддержки, информа­ции – все подразделения, работавшие в эти дни без оглядки на время.
 
Конкурс: в зале и на сцене
 
Мы смогли заглянуть за кулисы «Ев­ровидения» 15 мая, когда до начала выступления финалистов конкурса оставалось чуть более суток. Так на­зываемый backstage tour, организо­ванный для представителей прессы администрацией Первого вещатель­ного канала и компанией Sennheiser, позволил нам увидеть то, что скрыто от глаз телезрителей. Ставший нашим гидом Борислав Володин, техниче­ский менеджер конкурса от Первого канала, провел нас по тем помеще­ниям «Олимпийского», к которым в течение этих солнечных майских дней были прикованы взоры любителей музыки – пресс-центру, залу пресс- конференций, «Зеленой комнате», где собирались после выступления делегации стран-участниц. Но самое главное – это зрительный зал на 20 ты­сяч человек, потрясающий не столько своими размерами, сколько беспре­цедентной в полувековой истории кон­курса технической оснащенностью.
 
Мы находимся возле самой сцены. Здесь, за пультом управления сцениче­ским звуком, куда выведено 16 каналов для беспроводного мониторинга, рабо­тает часть команды Sennheiser. Систе­ма контроля звука разделена на две ча­сти, и со второй группой специалистов, которая находится за кулисами, нам предстоит познакомиться чуть позже.
 
Помехам – бой
 
Настройка беспроводных микрофо­нов сама по себе представляет собой сложную задачу: необходимо разнести их частоты так, чтобы исключить вся­кую возможность взаимных помех. Тем более, что звук на «Евровидении» сме­шанный: музыка идет в записи, голоса певцов – «вживую».
 
Борьба с помехами – одна из главных за­дач специалистов Sennheiser. В зале и вблизи сцены расположено огромное ко­личество экранов с пульсирующими све­тодиодами. Управление экранами произ­водится с помощью цифровых устройств, которые и создают главные помехи для высокочастотной звуковой аппаратуры.
 
В зале и над сценой установлены две чувствительные приемные антенны, что позволяет полностью накрыть все пространство арены. Четкое планиро­вание частотного диапазона микрофо­нов, правильный выбор типа антенн и места их размещения имеют первосте­пенное значение.
 
Другим источником помех могут стать индивидуальные беспроводные устрой­ства. На конкурсе «Евровидение» ак­кредитованы тысячи журналистов, и, к сожалению, несмотря на призывы ор­ганизаторов не пользоваться беспро­водными микрофонами, вначале этот запрет соблюдают лишь около 90% репортеров. Поэтому здесь, на пульте, установлено специальное оборудова­ние, которое автоматически регистри­рует каждый случай использования беспроводного устройства. Дополни­тельный анализатор позволяет быстро, в течение всего 60 секунд, безоши­бочно найти место, где находится этот радиопередатчик. После локализации устройство немедленно изымается и передается службе безопасности.
 
Специалисты, работающие на пульте у сцены, оперируют теми же данными, которые есть у микрофонной группы, рассказывает Наталья Березовская, и имеют возможность заранее прове­рить, что все в порядке, каждый испол­нитель получил свой микрофон и свой передатчик. Специальное программ­ное обеспечение позволяет одновре­менно отслеживать состояние всех микрофонов группы, убедиться в том, что они подключены, сигнал поступает, батарейки заряжены и т.д., а также вы­вести все эти данные на большой мо­нитор, отражающий состояние всего «микрофонного хозяйства».
Часть оборудования Sennheiser уста­новлена также в «Зеленой комнате», где находятся артисты после выступле­ния. Здесь источником помех служит большое количество светильников, установленных у столика каждой деле­гации. Специальная аппаратура, раз­работанная специалистами компании, устраняет помехи от этих светильников.
 
Жизнь за кулисами
Мы проходим в специальную зону Backstage Area, где находится весь рек­визит для выступлений. Работа с ним на конкурсе «Евровидение» подчинена очень жесткому регламенту: команде от­водится всего 30 секунд, чтобы сменить декорации на сцене после выступления каждой страны. Даже такое огромное и тяжелое устройство, как экран Анаста­сии Приходько, на котором происходит процесс компьютерного старения ее лица. тоже нужно выкатить за 30 се­кунд, а после того, как песня исполнена – убрать со сцены и установить обору­дование для следующего исполнителя.
 
В зоне, где работает опытная команда Первого канала и российская команда Sennheiser, участники выступления по­лучают микрофоны перед выходом на сцену. Это могут быть микрофоны раз­личных типов: ручной беспроводной микрофон или микрофон с оголовьем. В специальном райдере, который еще в марте подавали страны-участницы конкурса, был заявлен тип использу­емого исполнителями микрофона, и даже его цвет. Участников от каждой страны может быть много, поэтому на каждую группу создается паспорт, в котором фиксируются все нюансы ис­пользуемого оборудования.
 
Наталья Березовская рассказала, что в Backstage Area работает своего рода сложный конвейер с четко про­писанными правилами, в котором за­действованы сразу четыре группы выступающих: пока первый участник выступает на сцене, три следующее группы участников уже «заряжаются» микрофонами и ушным мониторингом, параллельно снимается аппаратура с артистов, которые уже закончили выступление, и т.д. В целях оператив­ности все микрофоны, гарнитуры и миниатюрные передатчики помечены различными цветами, ведь разбирать­ся с маркировкой в этом темпе просто некогда: на подготовку исполнителя к выходу на сцену отведено всего три минуты. «Заряжаются« микрофоны в соответствии с картой или паспортом, прописанным для каждой группы участ­ников, для каждого участника на время проведения конкурса предоставлен персональный ушной мониторинг.
 
Как «надевают» микрофоны
 
Каждому исполнителю, комментирует Наталья, на время проведения выделе­ны индивидуальные наушники и гарни­туры Sennheiser. Они хранятся в специ­альной коробке, на которой написано название страны. Крепление должно быть надежным, ведь артисты интен­сивно двигаются на сцене, и любые случайности должны быть исключены. Обязательное требование при закре­плении гарнитуры на исполнительни­цах – снять длинные серьги, поскольку они могут создавать дополнительные помехи при движении. Миниатюрный передатчик – крепится на поясе певца или певицы. Если костюм исполнителя не предусматривает наличие пояса, в ход идут специальные эластичные лен­ты и кармашки.
 
На этом этапе нашего тура по закули­сью «Евровидения» Генеральный ди­ректор компании «Сеннхайзер Аудио» исполнила роль солистки, готовящей­ся к выходу на сцену «Олимпийского», чтобы в буквальном смысле на себе продемонстрировать процесс закре­пления гарнитуры. Впрочем, в дни проведения конкурса Наталье гораздо чаще приходилось быть одним из дей­ствующих лиц своей команды, помогая крепить аппаратуру на исполнитель­ницах. Нам очень повезло, отмечает она, что в микрофонной зоне работала одна из лучших профессиональных ко­манд Первого канала во главе с Алек­сеем Петровым, качественно и в срок обеспечивая всех участников конкурса необходимой аппаратурой для высту­пления. Даже в очень сложных ситуа­циях ребята работали слаженно, опе­ративно и без излишней суеты.
 
Технические подробности
 
Участвующие в конкурсе артисты могли исполь­зовать топовую модель ручного передатчика Sennheiser SKM 5200 с установленным на нем конденсаторным микро­фонным капсюлем KK 105 S производства компании Georg Neumann или на­тельным миниатюрным передатчиком SK 5212 и миниатюрным микрофо­ном с оголовьем HSP 4.
 
Радиомикрофон SKM 5200 имеет прочную меха­ническую часть, высокое качество передачи и управление с помощью системы многофункцио­нального колеса Jog Dial, основанноена системе меню, отображающихся на ЖК-дисплее с под­светкой. Переключаемая полосачастот микрофона составляет 36 МГц, на­стройка частоты приема производится с шагом 5 кГц, а чувствительности – с шагом 1 дБ. Миниатюр­ный поясной передатчик SK 5212 на настоящий момент является самым маленьким подобным устройством в мире.
 
В сочетании с прием­никами Sennheiser он позволяет работать с большим числом каналов на более узком спек­тре частот, чем другие аналогичные продукты. Передатчик выполнен в прочном металлическом корпусе, защищающемего от любых неблагопри­ятных условий при работе в телестудии или на концерте. Ширина полосы SK 5212 составляет 36 МГц и может выбираться в полном UHF-диапазоне от 450 МГц до 960 МГц. Частота передатчика уста­навливается шагами по 5 кГц. Передатчик работает от одной батарейки AA в течение 4 часов с полной выходной мощностью 50 мВт (это значение можно уменьшитьдо 10 мВт, что позволяет использовать SK 5212 в любой точке земного шара в соот­ветствиис местными тре­бованиями к мощности). Текущий статус заряда батарейки передается на приемник. В конструкции SK 5212 применяется двойной обрезной фильтр низких частот (60 и 120 Гц), позволяющий отфиль­тровывать шум ветра и ра­бочие шумы микрофона.
 

Поиск по сайту

Как с нами связаться?

Звоните, пишите, мы Вам обязательно ответим.Подробнее