Евровидение
За кулисами «Евровидения-2009»: микрофоны Sennheiser
Конкурс песни «Евровидение-2009» стал самым ярким музыкальным событием этого года. Масштабность мероприятия, впервые проведенного в Москве, поразила миллионы зрителей во всем мире. И сейчас, когда отгремели последние аккорды, стал известен победитель, настало время отдать должное тем, кто своим мастерством и профессионализмом обеспечил успех этого незабываемого праздника музыки.
Четверть века с «Евровидением»
Так уж сложилось, что продукция и деятельность немецкой компании Sennheiser в России больше известна любителям музыки в основном с одной стороны: тысячи меломанов в нашей стране и за ее пределами пользуются высококачественными наушниками этой фирмы. Между тем в кругу профессионалов музыки бренд Sennheiser пользуется непререкаемым авторитетом благодаря выпускаемому компанией оборудованию для записи, трансляции и воспроизведения звука. Что же касается конкурса «Евровидение», то фирма уже в 24-й раз обеспечивает его акустическую составляющую, являясь официальным поставщиком беспроводных микрофонов и систем персонального мониторинга. Высокотехнологичное беспроводное оборудование Sennheiser работало в залах Киева и Афин, Хельсинки и Белграда, а после долгожданной прошлогодней победы Димы Билана – в московском комплексе «Олимпийский».
Мы хотим познакомить вас с тем, как это делалось. Как готовили артистов к выходу на сцену, как с помощью фантастически чувствительной аппаратуры устранялись малейшие помехи звуку, идущему от уст певца к микрофону, а от него по невидимым радиоканалам, через сотни килограммов электронного оборудования и спутниковые трансляторы – к динамикам миллионов телевизоров и радиоприемников. Общепризнанный успех московского «Евровидения-2009» в значительной степени обусловлен напряженной работой международной команды Sennheiser. По словам Натальи Березовской, Генерального директора компании «Сеннхайзер Аудио» (Россия), успешное осуществление данного масштабного проекта стало возможным благодаря большой международной командной работе, продемонстрированной специалистами компании Sennheiser из России, Германии и других стран.
Конкурс стал первым серьезным испытанием для молодой российской команды Sennheiser Audio, которое она с честью выдержала. С ответственной задачей справились не только восемь человек, находившихся непосредственно в «Олимпийском», но и службы логистики, поддержки, информации – все подразделения, работавшие в эти дни без оглядки на время.
Конкурс: в зале и на сцене
Мы смогли заглянуть за кулисы «Евровидения» 15 мая, когда до начала выступления финалистов конкурса оставалось чуть более суток. Так называемый backstage tour, организованный для представителей прессы администрацией Первого вещательного канала и компанией Sennheiser, позволил нам увидеть то, что скрыто от глаз телезрителей. Ставший нашим гидом Борислав Володин, технический менеджер конкурса от Первого канала, провел нас по тем помещениям «Олимпийского», к которым в течение этих солнечных майских дней были прикованы взоры любителей музыки – пресс-центру, залу пресс- конференций, «Зеленой комнате», где собирались после выступления делегации стран-участниц. Но самое главное – это зрительный зал на 20 тысяч человек, потрясающий не столько своими размерами, сколько беспрецедентной в полувековой истории конкурса технической оснащенностью.
Мы находимся возле самой сцены. Здесь, за пультом управления сценическим звуком, куда выведено 16 каналов для беспроводного мониторинга, работает часть команды Sennheiser. Система контроля звука разделена на две части, и со второй группой специалистов, которая находится за кулисами, нам предстоит познакомиться чуть позже.
Помехам – бой
Настройка беспроводных микрофонов сама по себе представляет собой сложную задачу: необходимо разнести их частоты так, чтобы исключить всякую возможность взаимных помех. Тем более, что звук на «Евровидении» смешанный: музыка идет в записи, голоса певцов – «вживую».
Борьба с помехами – одна из главных задач специалистов Sennheiser. В зале и вблизи сцены расположено огромное количество экранов с пульсирующими светодиодами. Управление экранами производится с помощью цифровых устройств, которые и создают главные помехи для высокочастотной звуковой аппаратуры.
В зале и над сценой установлены две чувствительные приемные антенны, что позволяет полностью накрыть все пространство арены. Четкое планирование частотного диапазона микрофонов, правильный выбор типа антенн и места их размещения имеют первостепенное значение.
Другим источником помех могут стать индивидуальные беспроводные устройства. На конкурсе «Евровидение» аккредитованы тысячи журналистов, и, к сожалению, несмотря на призывы организаторов не пользоваться беспроводными микрофонами, вначале этот запрет соблюдают лишь около 90% репортеров. Поэтому здесь, на пульте, установлено специальное оборудование, которое автоматически регистрирует каждый случай использования беспроводного устройства. Дополнительный анализатор позволяет быстро, в течение всего 60 секунд, безошибочно найти место, где находится этот радиопередатчик. После локализации устройство немедленно изымается и передается службе безопасности.
Специалисты, работающие на пульте у сцены, оперируют теми же данными, которые есть у микрофонной группы, рассказывает Наталья Березовская, и имеют возможность заранее проверить, что все в порядке, каждый исполнитель получил свой микрофон и свой передатчик. Специальное программное обеспечение позволяет одновременно отслеживать состояние всех микрофонов группы, убедиться в том, что они подключены, сигнал поступает, батарейки заряжены и т.д., а также вывести все эти данные на большой монитор, отражающий состояние всего «микрофонного хозяйства».
Часть оборудования Sennheiser установлена также в «Зеленой комнате», где находятся артисты после выступления. Здесь источником помех служит большое количество светильников, установленных у столика каждой делегации. Специальная аппаратура, разработанная специалистами компании, устраняет помехи от этих светильников.
Жизнь за кулисами
Мы проходим в специальную зону Backstage Area, где находится весь реквизит для выступлений. Работа с ним на конкурсе «Евровидение» подчинена очень жесткому регламенту: команде отводится всего 30 секунд, чтобы сменить декорации на сцене после выступления каждой страны. Даже такое огромное и тяжелое устройство, как экран Анастасии Приходько, на котором происходит процесс компьютерного старения ее лица. тоже нужно выкатить за 30 секунд, а после того, как песня исполнена – убрать со сцены и установить оборудование для следующего исполнителя.
В зоне, где работает опытная команда Первого канала и российская команда Sennheiser, участники выступления получают микрофоны перед выходом на сцену. Это могут быть микрофоны различных типов: ручной беспроводной микрофон или микрофон с оголовьем. В специальном райдере, который еще в марте подавали страны-участницы конкурса, был заявлен тип используемого исполнителями микрофона, и даже его цвет. Участников от каждой страны может быть много, поэтому на каждую группу создается паспорт, в котором фиксируются все нюансы используемого оборудования.
Наталья Березовская рассказала, что в Backstage Area работает своего рода сложный конвейер с четко прописанными правилами, в котором задействованы сразу четыре группы выступающих: пока первый участник выступает на сцене, три следующее группы участников уже «заряжаются» микрофонами и ушным мониторингом, параллельно снимается аппаратура с артистов, которые уже закончили выступление, и т.д. В целях оперативности все микрофоны, гарнитуры и миниатюрные передатчики помечены различными цветами, ведь разбираться с маркировкой в этом темпе просто некогда: на подготовку исполнителя к выходу на сцену отведено всего три минуты. «Заряжаются« микрофоны в соответствии с картой или паспортом, прописанным для каждой группы участников, для каждого участника на время проведения конкурса предоставлен персональный ушной мониторинг.
Как «надевают» микрофоны
Каждому исполнителю, комментирует Наталья, на время проведения выделены индивидуальные наушники и гарнитуры Sennheiser. Они хранятся в специальной коробке, на которой написано название страны. Крепление должно быть надежным, ведь артисты интенсивно двигаются на сцене, и любые случайности должны быть исключены. Обязательное требование при закреплении гарнитуры на исполнительницах – снять длинные серьги, поскольку они могут создавать дополнительные помехи при движении. Миниатюрный передатчик – крепится на поясе певца или певицы. Если костюм исполнителя не предусматривает наличие пояса, в ход идут специальные эластичные ленты и кармашки.
На этом этапе нашего тура по закулисью «Евровидения» Генеральный директор компании «Сеннхайзер Аудио» исполнила роль солистки, готовящейся к выходу на сцену «Олимпийского», чтобы в буквальном смысле на себе продемонстрировать процесс закрепления гарнитуры. Впрочем, в дни проведения конкурса Наталье гораздо чаще приходилось быть одним из действующих лиц своей команды, помогая крепить аппаратуру на исполнительницах. Нам очень повезло, отмечает она, что в микрофонной зоне работала одна из лучших профессиональных команд Первого канала во главе с Алексеем Петровым, качественно и в срок обеспечивая всех участников конкурса необходимой аппаратурой для выступления. Даже в очень сложных ситуациях ребята работали слаженно, оперативно и без излишней суеты.
Технические подробности
Участвующие в конкурсе артисты могли использовать топовую модель ручного передатчика Sennheiser SKM 5200 с установленным на нем конденсаторным микрофонным капсюлем KK 105 S производства компании Georg Neumann или нательным миниатюрным передатчиком SK 5212 и миниатюрным микрофоном с оголовьем HSP 4.
Радиомикрофон SKM 5200 имеет прочную механическую часть, высокое качество передачи и управление с помощью системы многофункционального колеса Jog Dial, основанноена системе меню, отображающихся на ЖК-дисплее с подсветкой. Переключаемая полосачастот микрофона составляет 36 МГц, настройка частоты приема производится с шагом 5 кГц, а чувствительности – с шагом 1 дБ. Миниатюрный поясной передатчик SK 5212 на настоящий момент является самым маленьким подобным устройством в мире.
В сочетании с приемниками Sennheiser он позволяет работать с большим числом каналов на более узком спектре частот, чем другие аналогичные продукты. Передатчик выполнен в прочном металлическом корпусе, защищающемего от любых неблагоприятных условий при работе в телестудии или на концерте. Ширина полосы SK 5212 составляет 36 МГц и может выбираться в полном UHF-диапазоне от 450 МГц до 960 МГц. Частота передатчика устанавливается шагами по 5 кГц. Передатчик работает от одной батарейки AA в течение 4 часов с полной выходной мощностью 50 мВт (это значение можно уменьшитьдо 10 мВт, что позволяет использовать SK 5212 в любой точке земного шара в соответствиис местными требованиями к мощности). Текущий статус заряда батарейки передается на приемник. В конструкции SK 5212 применяется двойной обрезной фильтр низких частот (60 и 120 Гц), позволяющий отфильтровывать шум ветра и рабочие шумы микрофона.